Размер шрифта: A A A
Изображения: Выкл
Цветовая схема: Ц Ц Ц
Обычная версия сайта
460014 г.Оренбург, ул.Советская, 19
8 (3532) 77-70-85
Телефон приемной комиссии
8 (3532) 77–24–52
Приемная ректора
Версия сайта для слабовидящих

Эффективный контракт

С 01.07.2016 согласно Федеральному закону от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использование профессиональных стандартов (далее также – профстандарты) обязательно для многих учреждений.

В профессиональных стандартах содержатся требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту работы. Необходимость принятия профстандартов была вызвана тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике, плохо соответствовали нынешней действительности.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

На ресурсе Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/ размещены все принятые профессиональные стандарты, а также проекты стандартов.

Работодатели должны применять профстандарты, если работнику установлены требования к квалификации для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации).

В ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации определены понятия «квалификация работника» (это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника) и «профессиональный стандарт» (это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности).

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" обязательное применение профстандартов начнется с 1 января 2017 года.

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта». Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:

  1. Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
  3. Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
  4. Сведения об организациях-разработчиках.

Вместе с появлением профессиональных стандартов появилось понятие «эффективный контракт».

Предпосылкой перехода на эффективный контракт стал Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», предусматривающий поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики и Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы».

Определение эффективного контракта дано в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда  в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р:

«Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки».

В эффективном контракте в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы:

  1. Трудовая функция;
  2. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности;
  3. Размер  и условия стимулирующих выплат,  определенные с учетом рекомендуемых показателей.

Как сказано в Программе, ее реализация позволит:

  • повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
  • внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
  • повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
  • повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
  • создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

В применении к образовательному учреждению  самое главное в введении эффективного контракта с педагогом — это обеспечение качественного  образования.

Цель введения эффективного контракта - увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг на основе:

  • введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;
  • установления соответствующих показателям  эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, коллективных договорах, трудовых договорах;
  • отмены неэффективных стимулирующих выплат;
  • использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей кроме критериев эффективности их работы и введение публичных рейтингов их деятельности.

Для этого в эффективном контракте будут применяться строго определенные виды таких платежей, а именно Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. №167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»:

  • оплата за высокие результаты работы и ее интенсивность (надбавка за интенсивность, премия за результаты, премия за осуществление ответственных обязанностей);
  • платежи за качество (надбавка за категорию (1-я, 2-я, высшая), премия за отличное выполнение задания);
  • прибавки за выслугу лет (надбавка за выслугу или за непрерывный стаж);
  • выплаты по временным итогам (месячные, квартальные, годовые премии);
  • оплата за работу в тяжелых условиях (вредные и опасные условия труда, совмещение профессий и должностей, работа в ночное время, замещение иных сотрудников);
  • надбавки за работу с информацией, являющейся государственной тайной.

Внедрение эффективного контракта призвано повысить престижность работы в государственных учреждениях, уровень квалификации действующих сотрудников, качество услуг, а также обеспечить максимально открытую систему денежных вознаграждений за труд.


460014 г. Оренбург,
ул. Советская, 19
Почтовый адрес
https://vk.com/club81479290
ОГПУ в социальных сетях