509

Воспитательный потенциал географии

Image Description
15.02.2022 12:17

В текущем учебном году кафедрой географии и МПГД реализуется проект «Российские объекты из списка Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО». Проект приурочен к 50-летию подписания Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 году.

Мероприятия, проводимые в рамках проекта, посвящены вопросам сохранения, устойчивого управления ценностями мирового уровня и их популяризации. Опыт организации «воспитательных событий» культурно-творческой направленности обогащает содержание учебных курсов по физической и социально- экономической географии России. Преподавателями Надеждой Александровной Иванищевой, д.п.н., доцентом и Татьяной Викторовной Чибилёвой, к.г.н., доцентом на лекционных и практических (семинарских, лабораторных) учебных занятиях рассматриваются природные и созданные человеком объекты ЮНЕСКО.

Студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) География и Иностранный язык (английский), Биология и География, География и Экономика изучают географическое расположение объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, время создания, год внесения в список, оценочные культурные и природные критерии.

На учебных занятиях по дисциплине «Физическая география и ландшафты России» студенты рассуждали об уникальности, неповторимой красоте и эстетической важности символов России – «Девственные леса Коми», «Западный Кавказ», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», «Заповедный остров Врангеля» и др. Вместе с тем выявляли геоморфологические и физико-географические особенности объектов, определяли уникальное видовое биоразнообразие, условия сохранения и устойчивого управления территориями.

В рамках дисциплины «Экономическая и социальная география России» студентами изучались объекты, являющиеся выдающимся примером человеческого гения, образцом культуры и исключительной мировой важности. Ценность многих культурных объектов ЮНЕСКО напрямую или вещественно связана со знаковыми событиями, существующими традициями и верованиями, художественными и литературными произведениями и др. Студенты приходят к осознанию того, что все культурные объекты страны – исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Московский Кремль и Красная площадь, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, исторические памятники Новгорода и окрестностей, историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» так или иначе отражают сложившееся пространство архитектуры, монументального искусства, городского ландшафта.

Всего в «золотом» списке ЮНЕСКО 1154 объектов, тридцать из них принадлежат нашей стране. По числу природных объектов Всемирного наследия Россия занимает 4-е место после Китая, США и Австралии.

Сохранение уникальных творений природы и рукотворных достопримечательностей, представляющих особую ценность, предполагает взаимопонимание и сотрудничество на планетарном уровне. Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. является практически повсеместно принятым соглашением, которое призвано обеспечить необходимые финансовые и интеллектуальные ресурсы для защиты объектов всемирного наследия.

Воспитательный потенциал таких учебных занятий сложно переоценить. Они обеспечивают овладение студентами общечеловеческими ценностями, направленность нравственных установок, формирование активной гражданской позиции как фундамента всего духовного мира личности.

Данный проект позволил студентам прикоснуться к общечеловеческим ценностям, почувствовать и прочувствовать глубокую ответственность за сохранение природного и культурного наследия России.

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой географии и МПГД

Чибилёва Т.В., к.г.н., доцент